Почему один текст выглядит красиво, так, что глаза сами начинают его читать, а другой всем своим видом намекает на ущербность?
Все дело в типографике.
Типографика — это графическое оформление печатного текста посредством набора и вёрстки с использованием норм и правил языка.
Еще 100 лет назад набор текста (не говоря уж о создании шрифтов) был не только наукой, но и настоящим искусством, которое постигали десятилетиями. Откройте любую старую книгу и вы сразу почувствуете красоту и лаконичность набора. Текст в такой книге не отвлекает от содержания, а наоборот, подчеркивает его.
С распространением компьютеров оказалось, что любой имбецил может набрать и сверстать текст самостоятельно, при этом считая, что учиться тут нечему. Хотя, если задуматься, в принципах верстки за 500 лет концептуально ничего не изменилось.
Таким придуркам кажется, что шрифт не может быть красивым сам по себе, его обязательно надо раскрасить, подчеркнуть, использовать штук 5 разных кеглей, написать все заглавными, а напоследок растянуть весь текст по ширине.
Выключка по ширине (именно так это называется) стала настоящим бичом современных текстов. Если раньше наборщик кропотливо вручную подгонял пробелы (шпации) и переносы для каждой строки, так чтобы расстояния между словами выглядили одинаково, то сейчас то же самое достигается нажатием одной кнопки.
Только вот беда — текстовый редактор сам не может расставить переносы в словах и просто тупо растягивает пробелы на любое расстояние.
Вот так выглядит билет московского метро.
Дизайнер решил, что раз карточка прямоугольная и область текста тоже прямоугольная, значит, логично выключить его по ширине. Этот недоумок не сообразил, что последняя строка абзаца все равно не заканчивается у правого края и край все равно не получится ровным, а попробовать набрать какой-нибудь текст, чтобы посмотреть на результат, было лень. Из-за него миллионы людей каждый день видят эту какашку.
Очень часто выключка по ширине встречается на упаковках (боже упаси там иметь рваный правый край), а поскольку колонки там, как правило, узкие, то везде появляются аршинные пробелы. Посмотрите на пакет сока, коробку из под хлопьев, майонез. Знакомая картина, правда?
Выключка по ширине подходит для книг, журналов — там, где ширина строки достаточна для нивелирования разного количества букв в строке, а у наборщика есть возможность расставлять переносы вручную.
Журналы и газеты с узкими колонками используют выключку по левому краю.
Для веба выключка по ширине вообще противопоказана, т.к. окно, в котором располагается текст, может быть любого размера.
Не надо бояться выравнивания только по левому краю. Это естественно, удобно и красиво.